Главная Журнал Телепрограмма Радиопрограмма Контакты
Новости
Очень актуальная тема среди современных пациентов: чем больше лечимся, тем больше болеем! Медицина и фармацевтика теперь скорее направление бизнеса, а уже потом помощи. Вот и получается замкнутый круг, набегавшись в котором, пациент вынужден сам находить выход к здоровью.
 
В Омской области проживает около 8000 детей-инвалидов, из них треть имеет проблемы с коммуникациями из-за ограничений здоровья — различные неврологические нарушения не позволяют полноценно использовать устную речь.Специально для родителей таких детей 17 февраля 2018 года пройдет бесплатный семинар «Что такое альтернативная коммуникация? Диалог с родителями».
 
Пополнение автопарка стало возможным в результате мероприятий федеральной программы комплексного развития моногородов
Разделы сайта
 
Подписка на новости
Введите ваш e-mail
 
Голосование
Где и как Вам удобно приобрести журнал
 
Я покупаю в "Роспечати"
Я покупаю на "Почте России"
Мне удобно приобретать через частных распространителей
Мне удобно журнал получать по подписке
Я его редко вижу в продаже
 
 
 
 
Природа гениальности
 
Тема гениальности интересна всегда, с какой бы стороны ее ни рассматривали специалисты и ученые. Гениальность притягивает внимание и обычных людей, как притягивает исключительность и совершенство. Нам интересны биографии гениальных людей, пути формирования их личности, механизмы творчества. Нам хочется думать, что гениальность не совместима со злодейством, и гениальная личность действует всегда во благо людям. А еще нам хотелось бы разгадать природу гениальности, понять до конца, что же это такое – божественный дар или физиологическая способность? А может быть, это патологическая составляющая, которая служит катализатором творчества? Или же, наоборот, само творчество способствует развитию патологии? Кто знает…
«Гениальность и помешательство»
Итальянский психоисследователь Чезаре  Ломброзо еще в ХIХ веке проводил параллель между гениальностью и нарушением психического здоровья человека. В главе «Сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении» своей книги «Гениальность и помешательство» Ломброзо пишет: «Многие из великих мыслителей подвержены, подобно помешанным, судорожным сокращениям мускулов и отличаются резкими телодвижениями». Наполеон страдал постоянным подергиваниям правого плеча и губ, а во время гнева – также икр, Монтескье постоянно подергивал ногой, Петр Великий был подвержен подергиваниям лицевых мускулов, Ампер мог говорить, только двигаясь. Ломброзо отмечает: «Мыслителям, наравне с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью, сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду». Ломброзо находил сходство между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение. Так, например, состояние Торквато Тассо в момент творчества отличалось, по свидетельству его врача, неровным пульсом, горячей головой, блестящими, налитыми кровью, глазами, бегающими по сторонам, и т.д. Обдумывая что-либо, многие творческие личности искусственно вызывают прилив крови к мозгу. Шиллер ставил ноги в лед, Мильтон и Декарт опрокидывались головой на диван. Руссо обдумывал свои произведения под ярким полуденным солнцем, Россини – лежа в постели, Лейбниц мыслил только в горизонтальном положении. И далее: «О гениальных людях, точно так же, как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества». В качестве примеров он называет Микеланджело, говорившего, что искусство заменяет ему жену, а также Гейне, Байрона, Челлини, Наполеона, Ньютона. Ломброзо не первый отмечал сходство гениальности и помешательства. Так, Аристотель, например, отмечал, что знаменитые поэты, политики и художники были частью меланхолики, помешанные или мизантропы, а Демокрит не считал истинным поэтом человека, находящегося в здравом уме.
Исследуем работу мозга
И в наши дни ученые неустанно исследуют человеческий мозг, его работу, пытаясь разгадать природу гениальности. Известно, что обычно человек использует лишь одну десятую часть своего мозга. Значит, логично предположить, что у гениев голова работает на полную катушку. Оказывается — нет! Мало того, что извилин у них задействовано меньше, чем у обычных людей, так еще у них работают низшие, примитивные и эволюционно древние отделы мозга, которые у нормальных людей преспокойно спят. Это выяснилось в результате многолетних исследований нейрофизиологов из Центра изучения мозга Австралийского национального университета, которые обследовали людей, обладающих феноменальными способностями. Работу мозга изучали с помощью установок для позитронной и ядерно-резонансной томографии, позволяющих увидеть, какие отделы работают при обработке информации, поступающей от органов чувств. Выяснилось, что между моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит всего около четверти секунды. И вот за это время обычный человек автоматически осмысливает информацию. Но, обрабатывая ее, вычеркивает большую часть поступивших сведений, оставляя общее впечатление от увиденного. Гений же воспринимает все фантастически детально. Со слухом то же самое: нормальный человек оценивает мелодию целиком, а гений слышит отдельные звуки.
Наши таланты лежат в подсознании
Незаурядными способностями обладает каждый из нас, и их несложно пробудить. Но сама природа человека не позволяет этого делать, потому что «гениальный идиотизм» ей не нужен. Скажите, к примеру, зачем нам моментально вычислять, каким днем недели будет первое число такого-то месяца 2050 года? А ведь это самый известный трюк «людей-счетчиков», ответ на который они могут выдать за секунды. Ученые считают, что и каждый из нас на такое способен. Но поскольку высшие отделы мозга осознают полную бесполезность подобной информации, то оставляют ее в подсознании. Также, по их мнению, большинство из нас могут быстро определить высоту и продолжительность любой ноты в музыкальном произведении, как это делают талантливые музыканты. Но и тут мозг восстает против идиотизма. В результате чего — и это правильно — мы воспринимаем музыку не как последовательность отдельных нот, а как единое целое.
Нейрофизиологи считают, что у большинства гениев с младенчества непомерно развивается какая-то одна область мозга за счет «обесточивания» других. Она — самая «способная» — увеличивается, начинает доминировать над остальными и со временем превращается в строго специализированную. И тогда человек начинает удивлять или зрительной памятью, или музыкальными способностями, или шахматными талантами. А у обычных людей все зоны мозга развиваются равномерно. В пользу этой гипотезы говорит и то, что среди детей, страдающих аутизмом, есть немало талантливых художников, музыкантов, математиков.
«Островки знания»
Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя). Аутизм встречается не так уж редко: по данным статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. Он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет. Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией.
Ребенок с аутизмом может быть и высокоинтеллектуальным, и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области, но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.
Некоторые аутисты проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания. Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
Способности аута — это результат изоляции некоторых областей мозга от тех, которые позволяют связывать разные потоки информации вместе и выдавать общее решение. В результате такие изолированные области развиваются сильнее, что и приводит к возникновению невероятных способностей.
Чаще всего у больных аутизмом плохо работает левое полушарие, отвечающее за логику и разумное поведение. А правое, ответственное за интуицию и эмоции, развивается сверх всякой меры, провоцируя возникновение талантов. Если же аутов удавалось вылечить, и левое полушарие брало верх, то все их способности утрачивались. Мозги большинства гениев устроены почти так же. Так что между аутами и талантами есть много общего.
 «Божественный дар»
От античности идет взгляд на гениальность как "божественный дар", как род
иррационального вдохновения, "озарения свыше". Но где истоки одаренности?
Генетики усиленно ищут ген гениальности. Но есть ли такой ген? Скорее всего, отдельного гена нет. Есть лишь довольно малая вероятность уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением. И просчитать эту вероятность вряд ли возможно.
Мудрость природы неоспорима. Она сама решает, когда и сколько гениев нужно человечеству, поэтому человеку до сих пор не удалось разгадать всех загадок мозга. И это, мне думается, правильно.
Подготовила Юлия ВЛАДИМИРОВА
 

 

 

 

 

 

 


 

 

Все права защищены ©2008
"ГРАФ" Студия VIDEO&WEB design 2008
Яндекс.Метрика