В Москве, на первом заседании общественного совета по защите прав пациентов, побывал омич, директор центра медицинского права Алексей Панов. Он – единственный, кто представляет обширную часть России после Урала, в этом недавно сформированном органе при Росздравнадзоре.
- Глава Росздравнадзора господин Хабриев сказал, на мой взгляд, крамольную для чиновника вещь, - делится впечатлениями от поездки Алексей Панов. - Что доверие пациентов к органам власти утеряно, фактически его не осталось. И теперь его предстоит восстанавливать в рамках службы, в том числе, при помощи нашего общественного совета.
Национальный проект «Здоровье» - это приличные бюджетные деньги, и врачам уже тяжелее оправдываться, утверждать, что лечение плохое, потому что больницы бедные и денег нет…
Росздравнадзор еще называют «прокуратурой в здравоохранении». У этого федерального ведомства достаточно много полномочий: экспертиза качества, установление инвалидности, реабилитация инвалидов, проверка осуществления судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, контроль качества медицинской помощи. Общественный совет по защите прав пациентов, в свою очередь, призван быть выразителем мнения пациентов о том, что реально творится в поликлиниках, больницах, при проведении медико-социальной экспертизы и так далее.
Согласно официальным данным Росздравнадзора, опубликованным на сайте этого ведомства, с января текущего года с жалобами на некачественные врачебные услуги обратились 3037 пациентов. Это на 16% больше, чем в предыдущем году.
Однако по оценкам некоторых экспертов, на самом деле случаев правонарушений значительно больше - около миллиона в год. Шансы пациентов, пострадавших из-за плохого лечения, получить подобающую компенсацию в настоящее время ничтожно малы.
Можно сказать, что омичам повезло. На протяжении нескольких лет Омский Центра медицинского права в основном занимается судебными делами об оказании ненадлежащей медицинской помощи. Директор центра Алексей Панов приводит такие цифры.
- Верхняя планка в Омске для компенсации морального вреда для рядового жителя – 100 тысяч рублей. Так сложилось в правоприменительной практике на основании умозаключений судий областного суда.
Например, в начале года омичке удалили матку, было доказано, что причина удаления – ненадлежащие действия медицинского персонала. Размер компенсации морального вреда потерпевшей составил 80 тысяч рублей. В Москве по аналогичному делу выиграно 740 тысяч рублей. Моральный вред отца и матери, вызванный смертью дочери по вине врачей был «оценен» в Омске в 50 тысяч. В Москве мой коллега по смерти роженицы отсудил 1 миллион 250 тысяч рублей.
Сегодня в производстве центра медицинского права 15 дел. Причем, есть хороший прогноз в плане их выигрыша.
На вопрос, что ему дает членство в Общественном совете по правам пациентов, Алексей Панов высказался так.
- Дает больше возможностей выходить на государственные органы, призванные решать эти вопросы, как на местном уровне, так и на федеральном. Я могу подсказать, что делать, дать рекомендации, посодействовать. Наша задача - аккумулировать информацию о соблюдении прав пациентов и доводить до сведения руководства рекомендации, как эту проблему решить.
Мой статус несколько изменился. Возможностей стало значительно больше, правда и работы прибавилось.
Кстати, сегодня грамотные главврачи уже понимают, что мы - профессионалы, и лучше грамотно выстроить технологию работы с пациентами, чем иметь проблемы с нами. Я полагаю, что наша работа нужна и важна для руководителей городского и областного здравоохранения, т.к. наша деятельность в конечном итоге направлена на те же самые задачи, стоящие перед органами управления здравоохранения и из руководителями – неуклонное повышение качества медицинской помощи жителям области.
Умные и дальновидные главврачи после судебных процессов, о ходе которых мы постоянно сообщаем в прессе, просто вынуждены более основательно заниматься вопросами повышения качества медицинской помощи, что, в конечном итоге, служит интересам пациентов. По сути, мы не даем расслабляться медицинским учреждениям.
Одна из целей общественного совета – это не только защита прав пациентов, но также и защита прав медицинских работников. От кого приходится защищать врачей? От работодателя, который не всегда заработную плату правильно выплачивает, в частной медицине могут работать вообще без договоров, от претензий пациентов, которые тоже могут быть не обоснованными.
Диана ПИТЕРСКАЯ
Из архива журнала "Омский лекарь"
|