Главная Журнал Телепрограмма Радиопрограмма Контакты
Новости
Проекту «Бережливая поликлиника» в Омской области в июне 2019 года исполнился год. Мы встретились с руководителем проекта, главным врачом БУЗОО «Городская больница № 9» Дмитрием Ларькиным, чтобы подвести некоторые итоги и поговорить о планах на будущее.
 
Очень актуальная тема среди современных пациентов: чем больше лечимся, тем больше болеем! Медицина и фармацевтика теперь скорее направление бизнеса, а уже потом помощи. Вот и получается замкнутый круг, набегавшись в котором, пациент вынужден сам находить выход к здоровью.
 
В Омской области проживает около 8000 детей-инвалидов, из них треть имеет проблемы с коммуникациями из-за ограничений здоровья — различные неврологические нарушения не позволяют полноценно использовать устную речь.Специально для родителей таких детей 17 февраля 2018 года пройдет бесплатный семинар «Что такое альтернативная коммуникация? Диалог с родителями».
Разделы сайта
 
Подписка на новости
Введите ваш e-mail
 
Голосование
Где и как Вам удобно приобрести журнал
 
Я покупаю в "Роспечати"
Я покупаю на "Почте России"
Мне удобно приобретать через частных распространителей
Мне удобно журнал получать по подписке
Я его редко вижу в продаже
 
 
 
 
Новости
 
Опыт «Тойоты» и «Росатома»: как сократить очереди в государственных поликлиниках и сделать их комфортными?
Дмитрий Ларькин

Дмитрий Ларькин, руководитель проекта "Бережливая поликлиника", гл.врач БУЗОО "Городская больница №9"

Проекту «Бережливая поликлиника» в Омской области в июне 2019 года исполнился год. Мы встретились с руководителем проекта, главным врачом БУЗОО «Городская больница № 9» Дмитрием Ларькиным, чтобы подвести некоторые итоги и поговорить о планах на будущее.

- Дмитрий Валерьевич, расскажите подробнее о целях проекта, сколько учреждений в него вовлечено в Омской области?

- «Бережливая поликлиника» - старое название, сейчас проект официально называется «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». С 4 июня 2018 года в первую волну вошло 34 учреждения здравоохранения региона, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, где есть участковые службы – терапевты, педиатры. В этом году в проекте работает уже 59 участников. Была проведена большая подготовительная работа, руководители и сотрудники прошли обучение на цикле «Бережливый менеджмент для руководителей», посещали тематические семинары и конференции. Мы начинали с анализа текущего состояния процессов в поликлиниках, изучения маршрутов движения пациентов и сотрудников, хронометрирования, анкетирования пациентов, сотрудников и руководителей. В прошлом году выбрали самые проблемные точки. Это работа регистратуры, маршрутизация пациентов, запись на прием к терапевту и педиатру, процесс забора крови в лаборатории и процедурном кабинете, рациональная организация рабочих мест по технологии 5С. Мы начали выстраивать пациентоориентированную организацию, где возрастает качество и доступность медицинской помощи, сокращается время ожидания в очередях, повышается комфорт пребывания наших пациентов и их удовлетворенность.

- Что такое технология 5С?

- Это пять этапов по оптимизации каждого рабочего места, которые начинаются на букву «с»: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Сотрудники должны убрать со своих рабочих мест все ненужное, переместить из кабинета в зону карантина, понять, насколько необходимы эти предметы в будущем. В дальнейшем они должны навести порядок и его поддерживать, стандартизировать полученные результаты. Часто используемые в работе предметы располагаются рядом. Грамотно расставляется мебель для уменьшения лишних перемещений сотрудников. Затем мы учим тех, кто не был вовлечен в процесс, совершенствуем то, что есть, анализируем. В основе технологии 5С - японская система, давно внедренная в промышленное производство. Она отлично себя показала, например, в автомобилестроительной корпорации «Тойота». Потом пошла на предприятия других стран, в том числе, России. И вот добралась до медицины. В нашей стране проект разработан Минзравом РФ совместно с госкорпорацией «Росатом».

Наша справка

«Бережливая поликлиника» — совместный проект Министерства здравоохранения РФ и госкорпорации «Росатом». Его цель — оптимизация работы поликлиник, снижение времени пребывания пациентов в учреждении, разделение потоков обращающихся людей и упрощение записи на прием к врачу. В России проект стартовал с 2016 года в ряде пилотных регионов, Омская область присоединилась к нему в 2018 году. Возникают и свои сложности. Ведь технология 5С – вторжение в личное пространство сотрудников. Бывает трудно убедить врачей убрать из рабочей зоны любимую кружку и кучу «нужных» бумаг.

Проект направлен на устранение потерь, всего их семь видов. Основные в наших поликлиниках – это ожидание, лишние перемещения, перепроизводство. Время ожидания в очередях должно быть сведено до минимума. Мы стремимся к тому, чтобы пациент заходил в кабинет врача по времени, указанному в талоне, и по предварительной записи. Для так называемых «нулевых» пациентов мы организуем доврачебные и неотложные кабинеты, помощь дежурных врачей. Также мы стараемся устранить лишние перемещения, чтобы пациенты не ходили по кабинетам с этажа на этаж за подписями, выписками и т.д. Устраняем и лишние хождения персонала. Повсеместно убираем потери времени и расстояний. Кроме того, устраняем излишние запасы расходных материалов. По новым критериям, разработанным МЗ РФ, в учреждении не должно быть запасов на год и более вперед. Норма запасов на складе и в аптеке – на 3 месяца, в кабинетах - 7-10 дней. Мы выстраиваем вытягивающую систему, также позаимствованную на «Тойоте», где производство идет под заказ, а не на склад.

- Наверняка пациенты уже ощутили первые результаты?

- Безусловно! Люди не могли не заметить уменьшение очередей в регистратурах и процедурных кабинетах, у нас увеличилась доступность при дозвоне, так как везде создаются мини колл-центры, и сотрудники регистратур больше не берут трубки, параллельно разговаривая с пациентом в окне. Карты на прием доставляются медсестрами и «картоношами». При входе в поликлиники стоят администраторы, которые помогают пациентам определиться с маршрутом и могут сами решить многие вопросы. Все нововведения направлены на пациента. Люди могут смело приходить на сдачу крови и многие исследования по времени, а не занимать очередь с начала приема и не ожидать часами. Здесь нужно понимать, что в некоторых поликлиниках из-за нехватки участковых врачей и вынужденной двойной нагрузки очереди на прием пока сохраняются. Эту проблему можно решить только за счет привлечения новых врачей в поликлиники. Одна из наших основных задач – разделить потоки пациентов. Чтобы условно «здоровые», пришедшие на профилактический осмотр или за справкой, не пересекались с «больными».

- Насколько сократились очереди?

- В целом по учреждениям Омской области очереди мы сократили кратно. Подчеркну, что в этом мы идем в общем в тренде: наши результаты оказались схожими с другими регионами. Количество пациентов в очереди в регистратуру у нас сократилось в среднем в 4 раза. Время ожидания в 4,5 раза. Забор крови: время ожидания сократилось в 5 раз. За счет технологии 5С и других мероприятий увеличилась доля непосредственной работы врача с пациентом не менее чем на 15%. А это одно из основных условий проекта, чтобы больше времени уделялось на общение врача и пациента. В целом, не менее 50% времени приема специалист должен посвящать пациенту. Мы увеличили скорость и пропускную способность процедурных кабинетов, добавили регистраторов, увеличили количество рабочих мест медсестер по забору крови, повсеместно реализуем талонную систему. К примеру, талонная система в процедурные кабинеты дала потрясающие результаты. Бывало, что к началу работы кабинета приходило одновременно по 100-120 человек. Конечно, все нервничали и теряли время. Тот, кто пришел последним, стоял в очереди 2 часа. После того как ввели талоны по минутам, пациенту не нужно занимать очередь, он приходит, сдает кровь и уходит. Никакой толпы, нервотрепки, потерь времени.

Выделили отдельно время для здоровых (диспансерных) пациентов. Потоки разделяем везде, где только можно.

Внедрена межкабинетная запись, и талоны почти на все виды исследования пациенты получают, не выходя из кабинета врача. В регистратуру и другие кабинеты идти не надо! И талон на повторную консультацию этого же специалиста выдается сразу. Комфортная зона пребывания – это еще один из критериев, к которым мы стремимся. У нас должны появиться места, где можно посидеть, попить воды, чай, кофе, планируем установить экраны с демонстрацией роликов. Детские уголки также очень нужны.

- Вы могли бы отметить те поликлиники и больницы, где проект внедряется лучше всего?

- Отличники проекта, конечно же, уже есть, и они используются как база для обучения и тиражирования опыта. Это ГП № 2, ГП № 8, МСЧ № 7, ДГКБ № 4, БСМП № 2, ГП № 10, ГП № 6, ДГП № 2 имени Скворцова, ДГП № 5, ДГП № 8, ГБ № 17.

- Видимо, вы уже заставили волноваться владельцев частных клиник?

- Об этом говорить, думаю, пока рано. Уверен, что многие пациенты вскоре вернутся в государственные клиники, они практически не будут отличаться по уровню комфорта от частных. Но на это нужно несколько лет активной работы по модернизации наших учреждений. Например, в этом году в нескольких поликлиниках мы переводим регистратуры на открытый формат. Убираем барьеры. Чтобы не было никаких узких окошечек и щелочек. Начинаем с детских учреждений. Часть из них в этом году получили средства на реконструкцию входных групп и регистратур. Новые регистратуры будут напоминать современные отделения Сбербанка. Сначала берешь талончик в электронной очереди, дождавшись, присаживаешься к столу, за которым пациента встречает вежливый регистратор. Также мы всеми силами пытаемся довести до пациента, что можно попасть на прием к врачу, минуя регистратуру. Расширяем возможности записи онлайн. Наш проект не подразумевает окончания, в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» бережливое производство в омских поликлиниках будет внедряться до 2024 года, но мы продолжим эту работу по совершенствованию и далее.

Записала Ольга ЛОЖНИКОВА

 
Вернуться назад
 

 

 

 

 

Все права защищены ©2008
"ГРАФ" Студия VIDEO&WEB design 2008
Яндекс.Метрика